Летняя школа дефектолога «Кругозор»
Учитель-дефектолог Лесной средней школы Редькина В.Г.
Летняя школа дефектолога — разновидность летнего школьного лагеря, в котором сочетаются летний отдых и активные занятия в той или иной области науки. Летние школы призваны в той или иной мере моделировать научное сообщество и привлекать школьников к исследовательской работе.
Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Возраст детей: от младшего до старшего школьного. Построенные занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого. Умение пережить радость открытия своего «Я», что связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам.
На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. Занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми, а деятельное сопереживание обогащает личные чувства.